Русский Север. Июль

 

Сокольский бор (парк «Русский Север») - оз. Масельга (парк «Кенозерский»)  авто Матиз -2009

26 июля - 07 августа

Москва - М8 «Холмогоры» (Е115) - Вологда - Кирилов - Сокольский бор (парк «Русский Север») - Кириллов - Р5 - Вытегра - Пудож - Р2 - д. Морщихинская - оз. Масельгское (парк «Кенозерский) - Р2 - Р5 - М8 - Москва.

Оглавление.

1. Организация путешествия.

2. Краткие сведения о районе путешествия. 

3. Справочные сведения о путешествии, экипаж и матчасть.

4. Описание маршрута.

5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

1. Организация путешествия.

Мы путешествовали по Северу на лыжах, на байдарке, на катамаране и даже на автомобиле. Начиная с 2007г. автомобильный вариант стал основным и открыл нам новые интересные места.

Целью автомобильного путешествия стало спокойно постоять летом с палаткой у воды в тихом красивом месте. И чтобы обязательно чистая, теплая вода и чтобы купаться. И чтобы лес и чтобы настоящий, не городской воздух. Грибы, ягоды и рыба приветствуются, но не играют определяющей роли. Любые экскурсионные возможности интересуют, типа между делом, если не отнимают много времени у главного.

Краткое содержание предыдущих автомобильных серий.

2007г. - Москва - М10 - Медгора - Заонежье - оз.Гахкозеро - М10 - Москва. Отчет - http://matizclub.net/index.php?showtopic=14687

2008г. - Москва. - М8 -  Сокольский бор (парк «Русский Север») - Р5 - Пудож - д.Куганаволок - Водлозеро, о-в Киньгостров (парк «Водлозерский») -  Р5 - М8 - Москва. Отчет - http://matizclub.net/index.php?showtopic=22686

План на 2009г. начал формироваться еще летом 2008г., когда мы познакомились с национальными парками, а работники Водлозерского парка сообщили нам, что неподалеку есть еще один Нацпарк - «Кенозерский». А там - «никак не хуже, а может и лучше».

Информации о Кенозерском парке в сети оказалось больше чем о Водлозерском парке, есть как минимум два специализированных сайта: http://www.kenozero-park.ru/, и http://www.kenozerje.17-71.com/

Экскурсионные возможности Кенозерского парка, его окрестностей и всего Каргополья широко известны и многократно описаны. Отчеты, посвященные памятникам деревянного зодчества Каргополья красочны и подробны. По прочтении этих отчетов кажется, что уже все посетил и увидел.

В отличие от Водлозерья, где почти все биваки расположены на островах, в Кенозерском парке имеются и стоянки у воды с автомобильным подъездом. Отзывы об этих  стоянках были разные: от восторженных и до «антиотчетов» - «в лес не войдешь, берите два GPS на каждого, кругом болото, а машину надо оставлять далеко от бивака». Режим этих биваков не был понятен: одни источники утверждали, что свободные места есть и в популярный сезон - приезжай и живи, другие - надо заранее заказывать, договариваться. У парка есть два отдельных сектора, Плесецкий и Каргопольский, и автомобильные биваки расположены в каждом из них. Звонок (+7(81841)3-16-97) в Каргопольский сектор Парка не прояснил ситуацию, ответили лаконично - приезжайтеJ.

Описания дороги через Р2 в Каргопольский сектор Парка применительно к «недоприводу» ощутимо различались - от «помню оторванный глушитель» и до «сначала автобан, а потом немного хорошего грейдера». По Р1 через Прокшино-Солза ехать не рекомендовали дружно и категорически - «после многодневных дождей там застряла Нива».

С учетом прошлогоднего успешного опыта транзитного бивака в Сокольском бору (от добра добра не ищут) маршрут сложился следующий.

Из Москвы - по трассе М8 «Холмогоры», через Ярославль, Вологду, дальше по Р5 до поворота на Кириллов, через Кириллов в Сокольский бор (транзитный бивак в кемпинге парка «Русский Север»), обратно на дорогу Р5 и дальше по ней на север, в Пудоже свернем на восток, на Р2, и доедем по Р2 до поворота на д. Морщихинская, и далее до расположенного в этой деревне Административного центра Каргопольского сектора Кенозерского парка. Дальше - по обстановке, попробуем найти подходящий бивак на неделю.

С учетом возникающих рисков вида «кенозерские биваки категорически не понравятся» и с помощью опытных консультантов из экспедиционного клуба Карелия-2000 был разработан запасной вариант - маршрут к северо-западу от Онежского озера. Запасной вариант не пригодился, здесь описан не будет (не пройден) и упомянут только, чтобы подчеркнуть -  мы сильно сомневались в успехе кенозерского варианта.

В начале июля в Парке прошел праздник «Кенозерская дураковина-2009». Для нас это был знак - вот где наверняка живут нормальные люди и туда надо обязательно ехать.

Традиционно вешали в сети объявления - приглашали в компанию. Традиционно - у кого не срослось по срокам, у кого - по целямJ. Матиз опять отправлялся в одиночный полет.

Стало окончательно ясно, что в Кенозерском парке нам нужен не просто хороший бивак, а обязательно «места для поцелуев», никак не меньше....

2. Краткие сведения о районе путешествия.

Собственные представления участников о сроках летних путешествий и особенностях погоды/климата в районах Онеги, Ладоги и окрестностях уже описаны в отчете 2007г. Сокольский бор (кемпинг парка «Русский Север») представлен в отчете 2008г. К лету 2009 в этом кемпинге ничего радикально не изменилось, по счастью. Адреса обоих отчетов - см. раздел 1 настоящего отчета.

Добавим только про увиденную нами часть Каргопольского сектора Кенозерского парка.

Масельгское озеро расположено примерно в 5 км к северу от большого оз.Лекшмозеро и примерно в 10 км к востоку от границы Карелия-Архангельская область. Озеро вытянуто с севера на юг на 3,5 км при ширине 0,5-1 км. По восточному берегу Масельгского озера проходит водораздел: слева (на западе) Масельгское озеро - это бассейн Онежского озера (Балтийское море), справа (на востоке) озеро Вильно - бассейн р.Онега (Белое море).

От дороги Р2 хороший грейдер (7 км) до д. Морщихинская и далее еще примерно 7 км по упомянутому водоразделу до бывшей деревни Масельга, где на месте деревни и вокруг расположены кордон Парка (несколько домов) и стоянка для посетителей. Сначала по дороге (примерно 1-2 км от д.Морщихинская) встретится будка, шлагбаум и вывеска Парка. Будка на замке, а шлагбаум поднят. Еще через 5-6 км по хорошему грейдеру въезд на кордон Парка  - действующие шлагбаум, автостоянка и домик охраны. За действующий шлагбаум машины пускают только временно, для подъезда к стоянкам и разгрузки, потом необходимо вернуться и оставить машину на автостоянке.

Мы видели на территории за шлагбаумом несколько ближайших стоянок различной степени оборудованности. На наш вкус все они не очень годятся даже в качестве транзитных биваков, не говоря уже о многодневном пребывании. Это открытые площадки со столами под деревянными навесами  вне леса на территории поселения. Оговоримся - это оценка участников настоящего путешествия, избалованных хорошими биваками в дикой природе. Егеря Парка рассказывали, что в глубине территории, далеко от шлагбаума есть лучшие биваки, на которые есть даже некая конкуренция. Такие биваки заранее заказывают на неделю-другую, но мы туда не добрались, поскольку они были все заняты.

Не доезжая примерно 2,5 км до шлагбаума по дороге от Морщихинской до Масельги, в самой узкой части водораздела есть две стоянки, почти напротив друг друга, № Л-2 на берегу о.Вильно, и № Л-3 на берегу Масельгского озера. Со стоянок видно и слышно дорогу на водоразделе, но трафик незначительный. Машины надо оставлять вне стоянок на обочине дороги, у каждой стоянки есть нечто вроде маленькой парковки. Обе стоянки в продуваемом лесу, есть навесы со столами, сортиры и небольшие мостки к воде. Рыбалка по обе стороны водораздела особого самостоятельного значения не имеет, разве что на уху немного мелочи поймаете. Щуки есть, но мало. Это и собственные впечатления, и отзывы местных рыбаков. В сезон на водоразделе много грибов и ягод. Мы собирали землянику, лисички и маслята. Неподалеку (пешком 15-20 минут) болотистая низина с черникой, которую местные жители собирают там ведрами.

Экскурсионные объекты Каргопольской части Кенозерского парка неоднократно и подробно описаны в сети, в частности на сайтах Парка (см. раздел 1 настоящего отчета). В северной части Масельгского озера находится лесистый холм - Хижгора, на котором расположена деревянная церковь св. Александра Свирского. Есть поверие, что пока эта церковь стоит в округе не будет змей, и их действительно вовсе нет.

Вода в Масельгском озере очень чистая. Местные жители, приехавшие из деревни на машине за черникой, набирали воду из озера в 20-литровые емкости - домой, в качестве питьевой.

По отзывам егерей Парка и, судя по карте покрытия, в этой части Архангельской области работает Мегафон. МТС не обнаруживался.

3. Справочные сведения о путешествии, экипаж и матчасть.

Всего - 13 дней. По автомаршруту М8 - Р5 - Р2 - Масельга и обратно пройдено примерно 2300 км.

Экипаж - М+Ж, общий возраст немного не дотягивает до 120.

Авто - Матиз Бест, производства Республики Узбекистан, 2005г. выпуска, пробег 67 тык. Никаких проблем (отказов, дефектов, поломок) в путешествии не проявил.

Дополнительно брали небольшой набор запчастей и автомобильных жидкостей, кувалду для правки дисков, набор для ремонта проколов шин, скотчи разные, лопату, светоотражающий жилет и прочее по мелочи - ничего не пригодилось, по счастью.

Бензин. 95-й, расход в целом по путешествию - 5.8 л/100 км, с упаковкой с лодкой на крыше. Лодка добавила в расход примерно 0,5 л/100 км. НЗ в канистре - 10 л, не пригодился.

Заправлялись только на АЗС ТНК и Лукойл. В Ярославской области АЗС «Славнефть» - это тоже ТНК. Качество 95-го бензина на всех упомянутых в отчете АЗС было отличное. Цены повышались по мере удаления от Москвы - от 22,90 руб. на ТНК неподалеку от Москвы, до 23,30 руб. на Лукойле в Вологодской области, и до 24.20 руб. на ТНК в Пудоже (Карелия).

ПДД старались не нарушать, и ДПС ни разу не проявила к нам интерес.

Навигация и карты. Автонавигатор Гармин Нуви 200 с картами 5.03. Уже имеются обновления таких карт, но и 5.03 оказалось достаточно. На бумаге были атласы Ярославской, Вологодской и Архангельской областей и Карелии. Карта Архангельской области на район Кенозерского парка, к сожалению, имеется в продаже только масштаба 1:500.000. По счастью, карты 5.03 содержат все основные грейдеры в районе Масельги - GPS рулит!

Фото-видео. Все сугубо походное, малогабаритное и защищенное. Pentax WPi, водо-пылезащищенная «мыльница», всепогодный девайс для фоточайников, Panasonic SDR-S9EE, пылеводоударозащищенная компактная видеокамера, с записью на карту SD, обычного «телевизионного» (не HD) качества.

Лагерь. Палатка «Волхов» (производства «Снаряжение»), с большим тамбуром, летние спальники Палм (производства «Баск»), ковры-самонадувастики Термарест ПроЛайт 3, газ и горелка Ковея-0211, котелок 1,6 л и чайничек 1,0 л Татонка.

Рыболовные снасти. Спиннинг-ультралайт Шимано, штекер, с малой транспортной длиной, и легкая катушка Banax к нему, советский набор для дорожки/троллинга - «ленинградский» дюралевый спиннинг, советская инерционная катушка «Киевская», насадки/приманки для спиннингов - только плавающие воблеры различных видов (Rapala и Вуокса), удочка-телескоп Микадо Принцесс, червяк в деревянном ящичке, одноместная надувная лодка Yukona 200G (Канада).

4. Описание маршрута.

1 день. 26 июля. Воскресенье. Солнце, днем 22-25 гр. Москва - М8 (Ярославль, Вологда) - Р5 - Кирилов - Топорня - парк «Русский Север» (кемпинг), примерно 580 км от МКАД.

Старт от дома в Тушино (Москва) в 7.50. Утро воскресенья для старта очередной раз выбрано, чтобы без особых пробок выехать из Москвы. В случае первой ночевки в кемпинге парка «Русский Север» воскресный старт имеет дополнительный плюс - к вечеру воскресенья в кемпинге освобождаются места, что особенно существенно в хорошую летнюю погоду, когда в субботу-воскресенье в кемпинге очень многолюдно.

Трафик в воскресное утро низкий и на МКАД, и на М8.

Переславль-Залесский, (примерно 140 км от МКАД) проехали  в порядке эксперимента по объездной. Оказалось ощутимо хуже и дольше, чем через город, как и советует легенда. На объездной дороге - кафе и мотели.

В Дертниках (168 км от МКАД) справа АЗС «Славнефть» (ОАО «ТНК-Столица», АЗС №81), заправились.

Петровское, (примерно 185 км от МКАД) - церковь прямо по курсу дороги, знак «40». Перед Петровским - АЗС «Славнефть» справа по ходу. Продают лисички, чернику, много хороших магазинов, на выезде - шиномонтаж.

Еще примерно через 5 км - Осокино, АЗС «Славнефть» с обеих сторон.

Ростов, (примерно 205 км от МКАД) дорога идет около ж/д вокзала, продают лисички, чернику, на дороге колейность, пост ДПС, за вокзалом справа по ходу АЗС «Славнефть».

Семибратово (примерно 220 км от МКАД) - АЗС «Славнефть», дальше еще одна АЗС «Славнефть», кемпинг, через пару км - р.Которосль, места для купания.

От р.Которосль до начала Ярославля примерно 10 км, неподалеку от въезда - пост ДПС.

Ярославль проехали по объездной (описание проезда через город представлено в отчете 2008г.), которая выводит на новый мост через р.Волга.

По М8 въезжаем в Ярославль по Московскому проспекту и на въезде налево по указателю на Рыбинск. Объездная дорога идет и по городу, и вне его в две полосы в каждую сторону, попадаются ямы. Примерно в 7 км от начала объездной - слева АЗС ТНК. После проезда по мосту над ж/д объездная  дорога опять входит  в город и превращается в проспект Дзержинского. На перекрестке с Ленинградским проспектом надо повернуть направо на этот проспект.

Дольше начинаются некие маневры, в которых помогали автонавигатор и карта Ярославля М 1:20000 (в 1 см - 200м) из автоатласа «Золотое кольцо» серии «За рулем».

Ленинградский проспект раздваивается, необходимо держаться левее (правее уходит ул.Добрынина). Еще через  3 км Ленинградский проспект проходит вдоль стройки развязки на новый мост через р.Волга и совсем близко подходит к Тутаевскому шоссе. От этого места надо проехать по Ленинградскому проспекту вперед еще примерно 200м и повернуть налево на Тутаевское шоссе. Указателя мы не заметили, но туда все едут. Поворот осуществляется в несколько полос, в «московском» стиле, т.е. в свалке. От этого поворота прямо 1км до правого поворота на въезд на новый мост через р.Волга, указатель имеется. После моста прямо 2,5 км до М8.

Развязку строят, и это описание к следующему сезону вполне может устареть.

После съезда на М8 примерно через 20 км - правый поворот на Толбухино, неширокая асфальтированная дорога в тени леса, хорошее место отдыха и перекуса в жару. Место известное.

Еще через несколько км - Бухалово, перед ним неплохие места для отдыха/перекуса, но без тени, в поле.

Примерно в 330 км от МКАД - начало объезда Данилова, налево, начало хорошей дороги.  Еще 45 км  - и граница Вологодской области.

На объезде Грязовца (примерно 410 км от МКАД) - АЗС «Лукойл». АЗС расположена на островке посередине трассы М8, это традиционное, любимое место заправки, кофе, пирожки/кексы, небольшой магазинчик автопринадлежностей. Заправились, пообщались с народом, послушали рассказы-страшилки про убитую Р5 от Пудожа до Медгоры.

Вологда, по М8 все время прямо (есть светофоры и в одном месте даже знак «уступки») до левого поворота на трассу А114. По А114 примерно 2,5 км до правого поворота на новую объездную, по указателю на Медгору. По объездной 3.5 км до развязки по указателю на Медгору (Р5).

На объезде Вологды (на Окружном шоссе, д.Охмыльцево) - слева АЗС «Лукойл».

Через 7 км от съезда с объездной на Р5 - Молочное, слева АЗС «Лукойл».

Дальше идет спокойная, почти без трафика дорога среднего качества, справа от которой через примерно 20 км появляется широкая водная гладь - Кубенское озеро, вдоль которого дорога идет более 50 км. До берега озера от дороги примерно 2 км, состояние берега не знаем, не ездили.

Никольский Торжок, примерно 550 км от МКАД, АЗС «Лукойл», контейнерная, вид никакой. Через 6 км от Никольского Торжка - мост через Северо-Двинский канал.

Кириллов. Через 3 км после моста через Северо-Двинский канал уходим с дороги Р5, делаем левый поворот, указатель имеется. До Кириллова от Р5 примерно 15 км.

Неподалеку от въезда в Кириллов - слева АЗС «Лукойл».

Описывать ни сам Кириллов, ни Кирилло-Белозерский монастырь не будем - имеется много подробных отчетов и путеводителей с отличными фото. Рекомендуем и посетить, и почитать.

В Кириллове и без GPS не заблудишься. От въезда все время прямо, а как увидишь площадь, а за ней - большой монастырь, так перед площадью надо повернуть налево, дальше прямо, через метров 500 еще поворот налево к деревянному, в стиле ретро, разводному переезду через Северо-Двинский канал, дальше через переезд. От переезда сразу направо и дальше только прямо через Соколье до д. Топорни примерно 8 км. Есть знаки ограничения скорости, попадаются велосипедисты почти по центру дороги и даже машины ДПС.

По дороге встретится классический образец «карты для шпионов» - мост через Северо-Двинский канал в д. Шиляково в атласе Волгодской области (2006г.) есть, есть этот мост и на карте 5.03 «Дороги России» (лето 2008г.) в автонавигаторе, но в натуре моста давно нет.

Место ночевки. Кемпинг Национального парка "Русский Север" расположен на берегу Шекснинского вдхр, в июле-августе 2009г. - 100 р/сутки/чел. Пенсионерам - бесплатно. Сутки считают по непонятному алгоритму, но в нашем случае - всегда в пользу клиента. Информация из сети - 161100, г.Кириллов, Вологодской обл., ул.Сиверская, 9а, тел.(81757) 3-23-83, 5-11-73, 3-21-10, npark@vologda.ru, директор - Кузнецов Алексей Леонидович.

В д. Топорня, напротив магазина, который расположен справа от дороги, есть указатель налево, "Сокольский Бор". Через примерно 200 м въезд - шлагбаум, балок, где деньги берут и обилечивают. Неподалеку есть колодец (от балка колодец не видно, спросите - как пройти) с хорошей водой. Сразу за шлагбаумом слева лежат напиленные дрова - если есть потребность, можно сразу взять с собой на бивак. За шлагбаумом начинается неплохой грейдер, с которого есть обозначенные съезды к стоянкам. Несколько групп стоянок. Первая группа называется "Кубойка" (стоит стенд-указатель, съезд направо) - к стоянкам плохая дорога для недопривода. Вторая группа стоянок - "Плоские" (тоже есть указатель) - к стоянкам хорошая лесная дорожка, много стоянок, очень популярная, в выходные дни - все забито. Следующая группа - «Куприян» (есть указатель), дорога ощутимо хуже, после дождей местами будет трудно проехать. Зато стоянки менее «заезженные». До остальных стоянок мы не добрались. Степень оборудованности стоянок - разная, от столика под навесом до места под палатку и кострища рядом. Какого-либо специального разделения стоянок нет, «смешались в кучу кони, люди».

У нас есть «своя», любимая стоянка в «Плоских» - в будни она часто, ТТТ, свободна.

Общие впечатления от кемпинга описаны в отчете 2008г., повторяться не будем.


2-3 дни. 27-28 июля. Понедельник-вторник. Солнце. Днем до +25. Дневки в Сокольском бору.


  

Парадный вид с воды на нашу стоянку в кемпинге в хорошую погоду, в будний день. Сосновый бор, людей мало, вход в воду - песочек. В сезон - ягоды, грибы, хватает всем: и обитателям кемпинга, и жителям Кириллова.

Кирилов и его окрестности недавно стали съемочной площадкой известного военного боевика «Апостол» с Евгением Мироновым в главной роли.

Немецкая школа по подготовке диверсантов  расположилась непосредственно в Кирилло-Белозерском монастыре. Сцены охоты на кабанов одного из руководителей школы - Гейдриха снимали в бору рядом с кемпингом.

Кирилловских бомжей переодели в немецкую форму, дали им автоматы и отправили в Сокольский бор.

Старожилы кемпинга рассказали, что лето 2009г. отличается по выходным неким особенным разгулом.

Незадолго до нашего приезда на соседнем биваке в субботу-воскресенье играли свадьбу. Из окрестных деревень навезли деревянные столы и лавки. Бор гудел двое суток, никто в кемпинге толком не спал.

Ревела музыка, спиртное лилось рекой, абсолютно голые граждане обоих полов носились по лесу и бросались в Шексну.

В понедельник работники кемпинга долго собирали по лесу уцелевшие остатки мебели.

К нашему прибытию миропорядок в кемпинге был восстановлен.

     

4 день. 29 июля. Среда. Солннечно. Днем до +25. Сокольский бор - Кириллов - Р5 - Вытегра - Пудож - Р2 - Морщихинская - Масельга, примерно 470 км.

Ранний подъем. Выезжали под напутствие Петровича: «...какую квартиру оставляете..». Пополнили запасы в магазине в д.Топорня - много всего, сказывается соседство кемпинга. Но молочные продукты привозят не каждый день.


На АЗС «Лукойл» на выезде из Кириллова заправились. До Р5 примерно 15 км. От выезда на Р5 примерно 30 км до озера Иткольского, дорога идет вблизи берега, есть места для отдыха/перекуса. От Иткольского еще примерно 30 км до левого поворота на Липин Бор, на перекрестке есть АЗС «Лукойл». На этой АЗС есть хороший буфет, народ активно ест, может даже очередь образоваться. После АЗС дорога резко плохеет, но не надолго - несколько км. Дольше хорошая дорога типа «вологодский автобан» идет до левого поворота на грейдер, по которому 3,5 км до д. Депо. За грейдером начинается асфальт с ямами до Вытегры. От АЗС на повороте на Липин Бор до Вытегры примерно 160 км.

Вытегра - очень плохие дороги, сплошные ямы, слалом, транспорт ползет. Эти общеизвестные вытегорские ямы содержат в неприкосновенности - через пару веков они войдут в список Юнеско. Ямы обслуживают несколько шиномонтажей и магазинов запчастей.

АЗС «Лукойл» расположена на выезде из Вытегры в сторону Питера. По указателю на Питер надо переехать через Волго-Балтийский канал, через шлюз (светофор), дальше слева будет контейнерная АЗС, а еще через метров 200 - также слева АЗС «Лукойл». От контейнерной АЗС следующую (Лукойл) - не видно, небольшой поворот дороги. Заправились и тем же путем вернулись на Р5.

После Вытегры - несколько км разбитого асфальта, после чего почти 50 км до границы с Карелией идет очередной «волгодский автобан».

После границы с Карелией качество дороги и ее разметки сразу ухудшается до приемлемого, если не сравнивать с «вологодским автобаном».

Не доезжая до Красноборского (примерно 25 км от границы Карелии) на дороге имеется несколько ям фатального калибра. Одна из них обозначена кустом зелени, воткнутым прямо в яму. Рядом на обочине выставка разнокалиберных битых колпаков, с дюжину.

Пудож - примерно 45 км от границы с Карелией. Магазины, шиномонтаж. На выезде из Пудожа в сторону Медгоры слева по ходу на Р5 есть АЗС «ТНК».

В Пудоже поворот направо на Р2 по указателю на Каргополь. Сначала неплохой асфальт, а потом примерно 7 км плохого, но широкого грейдера (разбит лесовозами) до Кривцы. Тел. эвакуатора 891212-281313.

После моста в Кривцах через р.Водла начинается асфальт, который постепенно превращается в настоящий автобан (машины ДПС в ассортименте). Автобан длиной примерно 60 км заканчивается на границе с Архангельской областью. За несколько км до границы на автобане начинаются провалы асфальта, указатели имеются. От границы начинается узкий грейдер (гораздо лучше «Кривицкого»), по которому примерно 7 км до левого поворота по указателю на Морщихинскую.До Морщихинской от поворота примерно 7 км хорошего грейдера. Левый поворот на Масельгу - на въезде в Морщихинскую, перед домом с антеннами и большими тарелками, никак не обозначен.

Место ночевки. От поворота на Масельгу до кордона Парка в Масельге примерно 7 км по хорошему грейдеру, дорога петляет, есть отворотки - надо ехать на север по самой накатанной дороге.

Стоянки Каргопольского сектора Парка "Кенозерский" расположены на берегах нескольких озер. За стоянку Л-3 на «водоразделе» в течение 7 дней (день заезда и день отъезда посчитали за один день) мы заплатили 940 руб, в том числе 140 руб. за двоих «за посещение», 100 руб. - за «заезд» одной единицы автотранпорта, и 700 руб. за пользование «турстоянкой».

5-10 дни. 30 июля -04 августа. Четверг-вторник. Солнце, временами дождик. Днем до +21, +23. Дневки на Масельгском озере.


Стоянка Л-3 расположена на тенистом, каменистом мысу Масельгского озера. Имеется туалет, небольшой деревянный навес со столом и лавками, сходни к воде. Есть кострище, напилены дрова-кругляки. Основной запас дров лежит за небольшим заборчиком, у парковки при входе с грейдера на тропу к стоянке.

 Тропа от грейдера к стоянке вниз - крутая, и в дождь скользкая. В ливень по тропе бежит веселый ручей, который дальше прокладывает себе путь по краю стоянки. Место милое, уединенное. Несколько раз в день по грейдеру пройдет машина - и все.

Рядом с стоянкой есть небольшой залив-бухточка с песчаным входом  в воду. Залив отгорожен от основной акватории неширокой полосой водной растительности. В воде порядком командуют мелкие (10-15 см) окуни. При каждом купании несколько таких окуней стайкой вылетают с глубины на мелководье и барражируют вокруг ног купальщика. На попытки отогнать реагируют вежливо: отплывают на полметра, но наблюдения не прекращают. Выглядят окуни как домашние, ничего не боятся, но и не нападают на человека.

Большую часть времени пребывания на стоянке штурман пробега проводил в воде с окунями.




Сходни на мысу образовали прекрасное место для медитаций. Комаров было мало и тех сдувало. Никаких мух, слепней и прочих кровососов не наблюдалось.

Капитан пробега регулярно выплывал на рыбалку на маленькой надувной лодке. Под берегом на удочку в любом потребном количестве ловилась мелочь на уху.

В заливах у островов ловились небольшие щучки на дорожку с воблером Rapala Shad Rap 5.


Матиз пребывал на маленькой парковке (фото справа) у грейдера на водоразделе.


Парковка отличается от остальной обочины небольшим заборчиком, ограничивающим обочину от леса и выкошенной травой. Стоянку Л-3 с грейдера не видно, и заборчик с дровами являются ориентиром начал тропы к стоянке




Дорога по водоразделу (фото слева) очень живописная. Граждане катаются по ней на велосипедах, попадаются даже пешие туристы. При желании в районе Масельги можно много попутешествовать пешком, есть некие маршруты, и «экологические» тропы.

Периодически на Масельгу по водоразделу проезжала серьезная техника 4х4, по уши в грязи (нам такое не удалось), с канистрами и запасками на крыше. Возможно, в этом районе есть и места для покатушек в стиле трофи.

       

Почти напротив стоянки Л-3, на другом берегу водораздела, на оз. Вильно находится стоянка Л-2, с навесом, туалетом и крутой, длинной лестницей к воде (фото справа).

Места для палаток на этой стоянке находятся почти рядом с грейдером.  На стоянку часто приезжают на день-два, половить рыбку, пожарить шашлыки.

Наша стоянка Л-3 показалась нам предпочтительнее для длительного пребывания.




Временами на озеро накатывали грозовые облака. Кенозерские ливни подходили тропической стеной и также внезапно уходили.

Очень удобны в такую погоду деревянные навесы над столом, которые есть на каждой стоянке Парка.


Поверхность озера под дождем покрывалась своеобразным узором, волны исчезали, а вода «замерзала».






В непогоду штурман не мог непрерывно купаться и совершил поход на Хижгору к церкви св. Александра Свирского, прибившись к организованной экскурсии.




От Хижгоры до нашей стоянки Л-3 примерно 3 км напрямую через озеро, но маломощные рации JJ Микро поддерживали устойчивую связь.



Окрестности стоянки Л-3 были богаты дарами леса. Грибы вокруг собирали не мы одни, но хватало всем.



Что Сокольский бор, что Масельга - это регулярно посещаемые места и оборудованные биваки. Постоянно люди. Но такое изобилие земляники, что и после нас осталось следующим: штурман опять не справился с уборкой всего урожая.




А такие закаты нам показывали почти все дни пребывания на Масельгском озере.


Вроде ничего особенного, видели мы закаты и куда красочнее.


Но - или жизнь на уединенном мысу сказывалась, или «святая» вода озера влияла - а только оказался «проходной двор» организованного, «культурного», «паркового» бивака одной из самых душевных стоянок за всю нашу многолетнюю туристскую биографию....


                 

11 день. 05 августа. Среда. Солнечно. Масельга - Морщихинская - Р2- Пудож - Вытегра - Кириллов - Сокольский Бор. Примерно 470 км.

Подъем в 5 утра, комаров - тьма. А днем их нет. Пока набивали Матиз поклажей, купили у проезжающего по водоразделу местного жителя банку самодельных шпрот из ряпушки, на пробу. Проба удалась, и теперь мы понимаем, почему «москвичи берут эти шпроты ящиками».

Матиз легко и неспешно идет уже знакомые грейдеры, а резко обогнавший УАЗ Патриот через пару км на обочине меняет пробитое колесо. От Морщихинской в сторону Каргополя на грейдере встретилась группа велотуристов, район популярный.


От границы Архангельской области и Карелии и до Кривцы - автобан (фото слева).


На Р2 на въезде в Пудож слева кафе Штурвал, рекомендуем пирожки с капустой....которые отлично пойдут к кофе на АЗС на повороте на Липин Бор.


На АЗС в Пудоже по-прежнему богатый ассортимент водки Немирофф...которая отлично пойдет на предстоящей финальной дневке в Сокольском бору.

Место ночевки. Кемпинг «Сокольский бор», стоянки «Плоские», на обычном месте.

12 день. 06 августа. Четверг. Солнечно. Днем до +19 градусов. Дневка в Сокольском бору.


Дневка прошла активно. Разведан еще один заезд на стоянки «Плоские»: это ответвление направо через 10 м после начала дороги на стоянки «Куприян» (есть обозначение), до шлагбаума на этой дороге. Это ответвление вполне проходимо для недопривода и выводит на дальние от первого заезда стоянки группы «Плоские». Дальние стоянки более дикие и некоторые более замусоренные, чем ближние.





Собрали мешок лисичек, много черники.



Лес полон грибниками, но хватает всем.



Финальный вечер на Шексне, «закат заказывали?»J

13 день. 07 августа. Пятница. Солнечно. Сокольский Бор - Кириллов- Р5 - Вологда - М8 - Ярославль - Москва , примерно 580 км до МКАД.

Холодает, домой пора. В 5 утра уже только +8 градусов. Кириллов спит, на дороге пусто.

Ненадолго заехали в Ферапонтово, посетили монастырь, чего и всем советуем. Описаний, отчетов, чудесных фото Ферапонтово - очень много в сети.

После Ферапонтово поехалось особенно легко. Заправились на любимой АЗС Лукойл, что стоит на островке посередине трассы в районе Грязовца. Кофе обязательно. Вологду проскочили без проблем, по новой дороге до упора, левый поворот на А114, через пару км правый порот на М8. Ярославль проехали опять по объездной дороге. На повороте  с Ленинградского проспекта на проспект Дзержинского наблюдали большие ямы. В пятницу въезд в Москву по М8 без пробок, как и рассчитывали - все стоят на выезд.

5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

Нам очередной раз просто повезло. Не найдя при подготовке путешествия внятной информации о режиме биваков и о самих отдельных биваках в Каргопольском секторе Кенозерского Парка, мы просто ломанулись туда наудачу и попали на хорошее для нас место, оказавшееся (ну надо же!) свободным именно к нашему приезду.

Искали информацию мы долго и усердно - но все описания были общими, без нужных подробностей.

По уму, например, можно поступить так.

Заранее, скажем за месяц-два-три, созвониться с визит-цетром Парка в д.Морщихинская , +7(81841) 3-16-97. Есть и еще телефон туда - +7(81841) 3-16-75, но это вроде как бухгалтерияJ. Рабочий день в визит-центре заканчивается примерно в 17 часов. Настойчиво попросить у них номер телефона на кордон Парка в д.Масельга - это будет мобильный номер Мегафона. Летом 2009 это был номер +7-921-477-95-64. Связаться непосредственно с кордоном и забронировать у егерей себе стоянку. Они там некий учет ведут - кто заезжает, куда, когда, когда выезжает.

Остается «легкий» вопрос - как выбрать стоянку, не видя оной? Про Л-2 и Л-3 мы написали выше, и не каждому они понравятся, а вот про остальные стоянки - ищите в сети, (мы не нашли), может быть, кто и поделился (редко, но бывает) полезной информацией.

Мы очередной раз вернулись. Традиционно - за «безаварийно и в контрольные сроки!»

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования