Господин и государь Великий Новгород. Цикл виртуальных экскурсий

Новгородская азбука. Живете


Обещанное продолжение серии прогулок по славному городу ВН

Пока в большом котле воспоминаний варятся сакраментальные яства полярных широт, выполняю данное зимой обещание и зову на очередную прогулку по Великому Новгороду.



Сегодня мы пройдём улочками Плотницкого конца - одного из древнейших городских районов.
Плотницкий конец выделился в самостоятельную территорию примерно в ХII веке, когда произошло размежевание единой правобережной Славны на три района Торговой стороны. Судя по названию, Плотники стали цеховым районом, обслуживающим строительные, бондарные и корабельные нужды города, а также его многочисленных гостей.
Так уж вышло, что в Великом Новгороде мне чаще других мест приходится бывать на Фёдоровском Ручье (ныне забранном в подземную трубу и закатанному асфальтом одноимённой улицы), разделявшем Славну и Плотники, а потому те кончанские памятники, что располагались на правом берегу ручья и на правом же берегу Волхова, уже неоднократно появлялись на фотографиях в отчётах. Это прежде всего ц. Феодора Стратилата на Ручью и ц. Бориса и Глеба 1536 г.(располагающаяся на нынешней набережной возле памятника Александру Невскому). Неподалеку от последнего из упомянутых храмов, за валом, находится еще одна небольшая церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, летом почти скрытая буйной растительностью.
Заслуживает безусловного внимания ныне упорно и долго реставрируемая ц. Никиты Мученика, и, когда она, наконец, освободится от строительных лесов, мы непременно полюбуемся её обликом все вместе.
Но с чего же начать экскурсию по Плотницком концу? Пожалуй, с Красного Поля - обширной территории, история которой не вполне сохранилась. На этом участке, до сих пор не затронутом активной жилой застройкой, расположены два кладбища: действующее Рождественское и старое Тихвинское. На первом стоит церковь Рождества Христова (1381-1382 г.г.), о которой доподлинно известно, что была она построена при скудельнице - общей могиле то ли павших в бою воинов, то ли умерших от мора горожан.



Отыскать храм на небольшом кладбище не так и просто - он полностью скрыт в листве деревьев и открывается взгляду лишь с поздней осени до ранней весны.
По узкой дорожке, более напоминающей полевую тропу (на самом деле проходящую через бывшее холерное кладбище), можно дойти до старого Тихвинского некрополя, ныне доживающего свой век в мини-промзоне между каких-то автотранспортных предприятий, жизни в которых, впрочем, наблюдается не больше, чем за кладбищенской оградой.



Здесь расположена ц. Воскресения Христова, построенная в XVI в. Она является последней из сохранившихся построек Воскресенского монастыря, упоминаемого в летописях под 1415 г., но нынешний облик получила в позапрошлом столетии. В храме освящен придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.



За церковью - сонм вечного покоя с заросшими могилками, которые меня любезно пригласили посетить вездесущие пацаны, облюбопытствовавшиеся странным дядькой с фотокамерой, который, в свою очередь, интересовался заброшенной церковью за чертой городской цивилизации. Предложение пацанов я вежливо отклонил, как и аферу залезть внутрь храма через пролом в стене, не соблазнившись на «свет, который через дырки падает».

*****************



Что ж, пойдём дальше. На древней Михалице посмотрим на ансамбль разновременных церквей, именуемых также «молотковскими» - по названию улицы, сохранившемуся со старых времён, когда, как предполагают, на Михалице близ вала существовала кузнечная слобода. Одна из церквей, Рождества Богородицы, была построена в 1199 г., дав начало Михалицкому Богородицкому женскому монастырю. Храм был деревянным, и в XIV в. его перестроили в камне. Нынешняя архитеркутрная инкарнация - третья по счёту - результат кубических экзерсисов XVII столетия (вспомните, к примеру, облик ц. Успения на Волотовом поле до её разрушения и сравните с нынешней реконструкцией, воспроизводящей оригинальные формы). Угловатые надстройки, выровненная кровля скрывают плавные линии закомар, которые вряд ли теперь будут когда-нибудь открыты в отсутствие особо острой нужды.





В храме располагается древлеправославная старообрядческая поморская община. Ей же принадлежит и расположенный по соседству комплекс церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы (с приделами Михаила Малеина и Николая Чудотворца) с трапезной и звонницей (1557 г.). Ранее постройка также относилась к Михалицкому монастырю, теперь используется под хознужды.



Переместимся теперь по направлению к Волхову и обогнём помпезный вертеп отеля «Береста», выйдя к автобусному кругу. Отсюда под сень деревьев уводит аллея, в конце которой видны белокаменные ворота и мощные стены. Это - бывший Рождество-Богородичный мужской монастырь св. Антония Римлянина, один из шедевров новгородской архитектурной сокровищницы, более известный как Антониев монастырь. Вместе с расположенной напротив через реку Звериной женской обителью, Антониев монастырь образовывал ворота в Великий Новгород, молчаливый дозор для всех идущих вверх по реке гостей.
Монастырь основан в 1106 г. преподобным Антонием, уроженцем Рима. Согласно житию преподобного, он чудесным образом спасся, пересекая морские, речные и озерные воды на большом камне, на котором преподобный творил молитвы и который однажды оторвался от материнской скалы. Через три дня камень пристал к правому берег р.Волхов близ Новгорода в ночь на праздник Рождества Богородицы - и здесь преподобный Антоний основал монастырь.
Главный храм - собор Рождества Богородицы, основная его архитектурная особенность заключается том, что изначально он имеет две главы (третья же принадлежит приделу, выстроенному гораздо позже - смотрите на самой верхней картинке).





Рядом с ним находятся ещё более древние фундаменты, а также и не менее древние могилы, часто не сохранившие имён усопших.





Усердию преподобного Антония приписывают также и трапезный корпус с храмом во имя Сретения Господня (предположительно 1125 г.)
С 1740 г. в монастыре действовала Духовная академия, красивые корпуса которой и сейчас вызывают интерес у ценителей архитектуры.

В советское время монастырь подвергся экспансии некоего детского культурно-оздоровительного учреждения, ибо до сей поры меж церковных построек нет-нет, да и попадётся то турник, то баскетбольное кольцо.



Ну а теперь, формально покидая Плотницкий конец, да и вообще территорию средневекового Новгорода, переместимся вниз по реке в Деревяницы. Гулять по Плотникам и не заглянуть в Деревяницы - совершенно неправильно, хотя надо признаться, что пешком этот путь составит от Антониева километра три. На машине же ехать быстрее, но в любом случае: нужно двигаться по Большой Московской от Фёдоровского Ручья до круга, а на круге уйти прямо по единственной узкой проезжей дорожке. Попетляв, дорожка приведёт к дачному кооперативу, миновав который насквозь, вы как раз и попадёте в Деревяницы. Учтите, что местное население, скорее всего, не сможет вам помочь с указанием верного направления, если вы будете спрашивать о Деревяницах, а тем более о монастыре. Но вернее всего вам посодействуют, если в качестве ориентира вы назовёте наркодиспансер (это не шутка).



Деревяницкий Воскресенский женский монастырь был основан в 1335 году, а в XV в. он сгорел, но вскоре был возобновлён. Нынешняя ц.Воскресения Христова построена в 1700 г, а в 1797 и 1805 г.г. к ней присторены приделы во имя Михаила Архангела и св. Николая Чудотворца. В 1725 г. рядом построена двухэтажная ц. Успения Божией Матери и колокольня с курантами. Одно время монастырь был мужским, потом снова вернулся к исходному уставу, а в настоящее время церкви не действуют и законсервированы.



Даже не будучи специалистом в области архитектуры, нетрудно заметить эклектичные сочетания разных (по времени и стилю) традиций оформления монастырских построек. Здесь сочетаются деревянное узорочье карнизов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, "полотенца", наличники окон, балясины галерей, подзоры и т. д.); и крупные формы каменных оснований с классическими элементами храмовых сооружений XV-XVI в.в.











На этом прогулка по Плотницкому концу завершается - но не заканчивается знакомство с Великим Новгородом. Впереди у нас ещё будет немало интересного, причём совсем скоро.



Не отключайтесь!

Начало | Рождественская азбука. Аз | Рождественская азбука. Буки | Рождественская азбука. Веди | Рождественская азбука. Глаголь | Рождественская азбука. Добро | Рождественская азбука. Есть | Новгородская азбука. Живете | Новгородская азбука. Зело | Новгородская азбука. Земля | Новгородская азбука. Иже | Новгородская азбука. Како | Новгородская азбука. Люди | Новгородская азбука. Наш | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования