Мы все спешим за чудесами ...

Часть 4

автор © Valera Karsakov

Мы продолжаем путешествие, посвященное деревянному зодчеству востока Ленинградской области. В прошлый раз мы рассказали о церквях Посвирья, расположенных в деревнях Доможирово, Согинцах, Заозерье, Посаде и Волнаволоке.

Из Волнаволока возвращаемся по уже известной нам добротной грунтовке в Подпорожье. Дорога идет с плавными спусками и подъемами, близко подступают высокие ели, в просветах деревьев мелькают небольшие озера - Ароозеро, Кузозеро ("куз" в переводе с вепсского -ель). Не доезжая до Подпорожья примерно 10 км, при впадении в Свирь реки Важинки, расположен поселок Важины. Здесь сохранилась деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1630 году.Ранее она составляла ансамбль с более древней постройкой - Воздвиженской церковью, разобранной из-за ветхости в середине 19 века. Восьмигранник Воскресенской церкви рублен от самой земли и в старину, скорее всего, имел шатровое завершение, к нему примыкает обширная трапезная под двускатной кровлей. Холодные темные сени служат одновременно переходом на высокую колокольню. Возникновение трапезных при церквях так же имеет свою историю: они появились в конце 16 века, после того как Иван Грозный провел земскую реформу, установившую в городах, черных и дворцовых волостях местное выборное самоуправление, помещением для собрания которых и служили трапезные. В 1827 - 1831 годах артель олонецких плотников во главе с Гаврилой Мироновым перестроила ставший ветхим Воскресенский храм, в соответствии с требованиями своего времени, под тип каменных церквей: перекрытия церкви и колокольни были выполнены в виде купола с фонарем, расширена трапезная, церковь была обшита тесом. Что-то скрадывается у церкви после общивки тесом, можеть быть ее индивидуальность, или свобода, так подчеркиваемая мощностью открытого сруба.

Быстротечна, как время, мелководная Важинка, пора и нам в дорогу ...

Наш путь лежит к Онежскому озеру. На выезде из Подпорожья лучше заправиться - дальше заправки только в Петрозаводске и Вытегре. За Подпорожем трасса пустынна и мы быстро добираемся до деревни Гоморовичи, расположенной примерно в 30 км от Подпорожья. Сворачиваем по указателю и практически сразу видим прекрасную часовню, расположенную на открытом деревенском лугу. Очень красиво в июне, когда она просто купается в золоте мать-и-мачехи. Никольская часовня, в отличие от часовен Посвирья, не имеет звонницы над крыльцом, но пропильной орнамент резьбы по коньку (охлупню) тесовой кровли сохранился и хорошо виден но фоне голубого неба. Доска ветреница, закрывающая стыки причелин, также украшена пропильной резьбой. Надо сказать что пропильная резьба на Русском Севере применялась очень часто, поскольку, при отсутствии солнца, она видна лучше, чем глухая резьба причелин. Еще одно обстоятельство хочется отметить в этой часовне: поскольку стоит она на ровном лугу, мастера - строители, стремясь сделать ее более выразительной, приподняли одну из клетей часовни, дав необходимую вертикаль всему пейзажу.

Никольская часовня стоит справа на деревенской дороге, а слева на небольшой возвышенности деревянная церковь Троицы, построенная в 19 веке в формах каменных церквей и обшитая тесом. Говоря о Троицкой церкви хочется напомнить историю появления деревянных храмов под тип каменных: указы 1826 и 1828 года "О правилах на будущее время для строения церквей" и "Относительно строения церквей, також починки и перестройки их в городах и селениях" уничтожили саму возможность постройки храмов народными мастерами, так как "церкви должны быть строены в государстве по проекту, утвержденному Синодом и под надзором архитектора". Деревянные храмы разрешалось строить лишь в бедных селениях, в которых "существование церквей особо нужно, дабы предохранять от совращения в расколе".

Поэтому так редко встречаются деревянные церкви, построенные в 19 веке, а если и встречаются то построенные по типовому проекту, похожие на каменные церкви небольших городов.

Но оставим историю... Снова зовет нас дорога. Через десяток километров после Гоморовичей асфальт заканчивается, далее (в направлении Петрозаводска примерно до Шелтозера) - хорошая грунтовка с лишь иногда встречающейся "гребенкой", а в направлении Вытегры, Каргополя и Архангельска асфальт встретится теперь только на трассе Вологда-Архангельск, правда вдоль реки Онеги будет еще небольшой участок перед Плесецком. Но эта трасса требует отдельного рассказа. Хочется предупредить молодых водителей - не гоните на грунтовке, часто бывает очень трудно "отловить" машину на мелком гравии или на той же "гребенке". Ощущение как на гололеде.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования