ОКА на Русском Севере

Часть 2

copyright © Константин из Пушкино (aka Phone)

Часть 2.
Вельск и окрестности.

В Вельске мы поселились у знакомых в одном из домов одноэтажного поселка лесобазы. Нам любезно предоставили "игрушечный" домик 3х3 метра - с печкой и мансардой, на которую можно было попасть по шикарной приставной лестнице через люк в потолке. Мансарда стала резиденцией сына, а я удовольствовался нижним помещением. Мы загнали машину во двор и, разгрузив ее, легли спать. Свежий воздух без торфяного дыма, шорох дождя по крыше - мы прекрасно выспались за 4 часа.

В Вельске мы были в 1997 году. Машины у нас тогда не было и на рыбалку мы ходили пешком - за несколько километров. Вблизи города две реки - Вага и Вель, которые сливаются вместе. В не столь давние времена, когда в моде был молевой сплав, Вага была запружена ниже города и была довольно глубокой рекой. А сейчас, когда от плотины не осталось даже воспоминаний, она сильно обмелела. Тут можно увидеть огромные песчаные косы и песчаные холмы, поросшие ивняком и напоминающие небольшие прибалтийские дюны. Сама же река широкая, но почти по всей ширине мелкая, не более метра глубины. Где-то посередине, видимо, есть узкий желоб с большей глубиной. Во многих местах один из берегов высок и обрывист. На песке растительность держится плохо, и берег постепенно сползает в реку, обрушивая растущие на нем сосны. На неглубоком песчаном дне быстрое течение Ваги создает рисунок, похожий на чешую огромной рыбы. Повсюду из воды торчат под углом верхушки бревен - памятник молевому сплаву и нашей отечественной расточительности.

Выспавшись, мы решили съездить порыбачить со спиннингом. Дождь кончился, но небо затянуто плотными темно-серыми облаками. Хозяин посоветовал отправиться на рыбалку на Кулой - реку к востоку от Вельска, которая тоже впадет в Вагу, правда, выше города. Он объяснил нам, как добраться до слияния Кулоя и Ваги, где река должна быть глубже. И мы поехали - по дороге, соединяющей Вельск с поселком Октябрьским. На выезде из поселка лесобазы мы пересекли железную дорогу на Котлас. С переезда виден железнодорожный мост над Вагой. Он запомнился мне по прошлому приезду сюда, тем, что задолго до прохождения по нему поезда, автоматика включает звуковой сигнал. "Пииии" - пауза - "Пиииии":. Сигнал этот звучит очень печально и слышен далеко. Я даже обрадовался, услышав его вновь. Теперь он звучал уже с двух сторон моста. За переездом мы повернули налево и поехали по довольно хорошей асфальтовой дороге. Справа и слева от нее располагались какие-то площадки с ржавыми козловыми кранами и заводские корпуса с выбитыми стеклами. В разных местах на дороге стояли указатели - "Прием пиловочника и балансов". Здесь же встретились две АЗС, с довольно старым оборудованием. Наконец, промзона закончилась, и дорога побежала через лес, рассекаемый лесовозными грунтовками.

Конечно же, мы проскочили нужный поворот и улетели до деревни Прилуки, обозначенной на карте, как Прилук. Здесь увидели две дороги-колеи, идущие к реке через поле. Мы пересекли поле по одной из них и, по довольно крутому склону, спустились к реке. Машину мы оставили на берегу и, взяв спиннинги и блесны, пошли вниз по течению Кулоя. Кулой здесь был немногим глубже, чем Вага, и так же засорен бревнами. Несколько раз блесна цеплялась за топляки, и приходилось бегать по берегу, чтобы отцепить ее. Тучи становились все темнее, и вскоре пошел дождь, постепенно усиливаясь. Щука и не собиралась бросаться на наши блесны и мы, уже немного намокнув, двинулись домой. Дома, узнав, что надолго отключили электричество, снова улеглись спать.

Утром была отличная солнечная погода, на небе красивые белые кучевые облака. Встали мы около шести утра и сразу отправились на слияние. Теперь мы свернули на грейдер под указателем "Заозерье". Этого Заозерья не было ни на карте Архангельской области, ни на атласе автодорог 2001 года. Но по этому грейдеру, местами прерываемому ямами, полными воды, мы добрались до моста через Кулой, метрах в 300-400 выше слияния с Вагой. Мост деревянный и довольно старый, очень высоко над водой. Опоры его укреплены устройствами для рассечения потоков бревен. Смотрится это сооружение в лучах утреннего солнца весьма интересно. По грунтовой дороге мы загнали машину в лес и оставили ее в сосняке на высоком песчаном берегу, прямо над слиянием. Сосны были мокрыми после затяжного вчерашнего дождя и капли на их иголках блестели серебром под лучами солнца.

Мы спустились вниз к берегу по промоине и пошли, делая забросы, от слияния вниз по течению Ваги. Здесь тоже торчали топляки, и было мелко, хотя и попадались небольшие омутки у берега. У каждого такого омутка торчали рогульки из ивы, воткнутые в песок. Некоторые из них уже выпустили зеленые листья. Видно, что ловить рыбу сюда ходят. Мы утопили пару блесен, зацепившихся за коряги очень прочно, так, что пришлось рвать леску. Я даже вытащил сучок, сантиметров тридцать длиной, оторвав его от топляка после десяти минут бегания по берегу. И вот, наконец, впервые после двадцатилетнего перерыва, я вытащил щуку на спиннинг с берега! И пусть она была такой же маленькой, как и ранее вытащенный сучок, удовольствие я получил несоизмеримо большее.

На этом клев и закончился. Сын захотел посмотреть окрестности и порулить. Мы свернули снасти и проехались по нескольким лесовозным дорогам, которые отходили от грейдера повсюду. Проехали пару безымянных деревень из нескольких домов, какую-то свалку по раскисшей и очень черной дороге, взяли с разгону пару луж, метров по пятнадцать длиной, проехались по полям и берегам Кулоя. Видели огромную площадку с вырубленным лесом и снятой до песка подстилкой. Позже узнали - идет строительство газопровода и это - место под газостанцию. Рядом с дорогой или прямо на обочине можно встретить пустые машины и стоящие мотоциклы - их хозяева собирают в лесу ягоды или грибы. Видели даже одну ОКУ с местными номерами и тонированными стеклами. Когда в машине что-то начало постукивать, вернулись на грейдер и поехали домой - обедать. После обеда отправились вниз по Ваге по асфальтовой дороге в сторону п. Аргуновский, где эта дорога и заканчивалась площадью с автобусной остановкой и деревянной церковью. Вниз, к реке уходила грунтовая дорога, возле которой стоял типичный сельский магазин. Мы проехали по этой дороге, приведшей нас в нижнюю часть деревни, проехали по деревенским улицам и выехали на берег реки, недалеко за околицей. Берег в этом месте спускается к реке ступенями, а возле воды и в воде лежат разного размера валуны. И здесь река мелкая, но, ниже по течению у берега встречаются островки, поросшие осокой и камышом и омуты, правда, не слишком глубокие. Берег густо зарос мелким лесом - ивами и ветлами и круто обрывается в воду с высоты двух-трех метров. Кое-где есть места, где можно разместиться у воды. По брошенным банкам для червей, обрывкам лески, кострищам и уложенным на валунах или прямо на земле доскам для сидения видно, что эти места посещают рыболовы.

Мы прошли вдоль берега, забрасывая блесны во все перспективные места. Но, увы:. Тогда мы помыли машину, сделали несколько фотографий и издали понаблюдали за местным рыболовом, который ловил что-то, используя деревянные санки, скользящие по течению и удерживаемые с берега веревкой. Вернулись домой и, протопив печку и поужинав, улеглись спать под начавшийся дождь.

Дождь продолжался всю ночь и шел почти до десяти утра. Так здорово спалось под шум падающих на крышу капель, что вставать просто не хотелось! Наконец, проснувшись, решили разведать дорогу до поворота на Няндому, съездить на местный аэродром и посмотреть окрестности на юг от Вельска.

Дорогу на Няндому я опишу позже - в третьей части. А при проезде по Вельску обратил внимание на большое количество улиц с односторонним движением. Вернувшись, мы поехали к аэродрому. Он находится к югу от Вельска, в паре километров от М8. Уже много лет оттуда нет регулярных рейсов, но асфальтовая дорога туда хорошо сохранилась. Есть там и самолет АН-2, на котором учатся парашютисты. Там мы проехались по взлетной полосе(!), но, к сожалению, не взлетели, а конец полосы был перерыт канавой. Как выяснили потом у двух дядечек, которые возились с УАЗиком на летном поле у здания аэровокзала, это было сделано специально, чтобы там не ездили на машинах и мотоциклах. После аэродрома мы проехали еще немного на юг по М8 и свернули налево, на грунтовку. Грунтовка была хорошего качества до деревни, далее одна дорога шла на горку в направлении аэродрома, а другая через поля к лесу. Мы поехали по второй дороге, но она быстро стала становиться непроезжей из-за полных водой ям. Проехав еще немного вперед, мы вернулись и поехали по направлению к аэродрому. С горки открылся прекрасный вид на деревню в полях и дальний лес. Мы сделали несколько фотографий, но они не получились. Дорога вывела нас на М8, но уже ближе к городу, чем поворот к аэропорту.

На следующий день мы ловили рыбу на удочку у Аргуновского - ловились пескари и мелкая плотва. Встали в полчетвертого утра, но было уже светло, несмотря на облачность. Погода снова испортилась, периодически начинал моросить мелкий северный дождик. Мы вытерпели до одиннадцати часов, а после обеда отправились прогуляться по лесу, который начинался прямо за лесобазой. Лес оставил тяжелое впечатление - вырубленные дочиста трасса под газопровод и огромная площадка под газостанцию, валяющийся кругом мусор, брошенные ветки и части стволов сосен - следы хищнической заготовки леса. Единственное, что радовало глаз - это огромные маслята и сыроежки. К сожалению, мы не смогли найти в лесу Черное озеро, на котором побывали пять лет назад. Озеро это находится в сыром старом ельнике и имеет форму круга с заболоченными берегами. Глубина озера у кромки берега сразу же более двух метров, а сам берег - это слой отмерших водных растений, заросший сверху мхом и травой, толщиной от 70 см до полутора метров. Посередине озера - плавучий остров, на котором растут несколько березок. Надо сказать, что плавает он, как на привязи, не отходя далеко от центра. Здесь живет семейство чаек. Местные жители называют это озеро бездонным. Как-то зимой здесь ушел под лед трактор, и потом его не смогли найти на дне.

Вернувшись домой и поговорив с соседом по поводу леса, узнаем, что так его заготавливают с разрешения властей, выбирая только лучшие куски. Брошенную древесину нельзя вывозить из леса. Если поймают без разрешительных документов - то будешь платить штраф, как за порубку. Бред:. Через несколько лет здесь уже не будет леса.

Пятый день в Вельске. С утра едем на слияние на "комплексную" рыбалку - на спиннинг и на удочки. Дует северо-восточный ветер, враг рыболова, небо закрыто облаками и довольно холодно. Несмотря на использование всего арсенала блесен, мы ничего не поймали. Попытка ловить в проводку на удочку тоже не принесла успеха. Забросив удочки в омуток, разжигаем костер и греем консервы. В это время поплавок тонет, и я вытаскиваю из реки хариуса. Это и был весь наш улов в тот день. Часов в десять уехали домой, где нас ждала баня с паром и вениками. Сын побывал в бане первый раз. Сначала ему не очень понравилось там, а потом уже не хотел выходить. Вечером решили, что уедем через день, посмотрев сначала Вельск.

Ну, вот и пришел последний день нашего пребывания в Вельске. После завтрака поехали в город. Проехали по многим улицам. Почти все они с односторонним движением и ограничением скорости до 40. Дома на этих улицах одноэтажные. Самые большие дома на окраине в четыре-пять этажей. На центральной улице, где сосредоточены официальные организации дома двухэтажные, деревянные, старой постройки. Встречаются и новые дома, но и они не выпадают из общей картины. В таком новом или обновленном доме находится гостиница. На улицах в центре можно найти кафе или столовые, есть крытый рынок с хорошим выбором продуктов и умеренными ценами. Из мобильной связи в городе работает только СОТЕЛ. На центральной площади есть и краеведческий музей - в здании из красного кирпича. Но именно в этот день он был закрыт "по техническим причинам". Снова начался мелкий нудный дождик. Посетив несколько магазинов и попив кофе в уютном кафе, мы поехали домой, где собрали вещи, попрощались с хозяевами и легли спать - выезжать нам предстояло очень рано.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования