ОКА на Русском Севере

Часть 7

copyright © Константин из Пушкино (aka Phone)

Часть 7. Дорога домой.
Новая Вилга - Олонец - Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегра - Липин Бор - Кириллов - Вологда - Ярославль - Пушкино.

Мы возвращаемся домой. Немного жаль, что все уже закончилось. Но хорошо, что впереди у нас длинная дорога - дорога домой. Выезжаем из Новой Вилги в 4:55 и встречаем рассвет в самом начале пути. Периодически ныряем в полосы тумана, стелющегося над дорогой. Машин почти нет. За полтора часа доезжаем до Олонца и проезжаем его по объездной без приключений. А в прошлом году, когда объездная была закрыта, в городе меня оштрафовали на 50 рублей за превышение скорости. Это было в 3 часа ночи, на пустынной дороге, а скорость была всего 60 км/ч. Правда, знак был - 40. Вообще, по моим наблюдениям, 40 - это основной скоростной режим в карельских городах и населенных пунктах. После Олонца дорога идет на восток и почти все время приходится ехать против солнца.

Ленинградская область встретила нас через двадцать километров. Забегая вперед, скажу, что качество дороги по Ленобласти улучшилось, по сравнению с прошлым годом. Встречались довольно длинные участки нового асфальта и видны были следы дорожного ремонта.

А вот в Лодейном поле мост через реку Свирь здорово разбит, даже больше, чем в прошлом году. Затем сложная система поворотов в виде двух колец. Из первого кольца делаем первый же поворот направо - на Санкт-Петербург. Далее, следуем по указателям до второго кольца и там тоже первый поворот направо. Все это удовольствие растянулось на два километра. К Подпорожью мы подъезжаем в 7:40. Здесь проводим пять минут у закрытого железнодорожного переезда. Через три километра после Подпорожья - дорога делает поворот налево, а прямо проложена грунтовая лесовозная дорога. По ней мы уехали в прошлом году, просмотрев указатель на Вытегру. Ошибка разъяснилась километров через 10. В этот раз мы не наступили на те же грабли и повернули налево. По дороге проверяем работу сотовых телефонов - работают вблизи Лодейного Поля и Подпорожья.

Проезжаем деревню Пертозеро. Километров через двадцать после нее заканчивается асфальт. Здесь работают дорожные строители - спрямляют дорогу. Проезжаем деревню Юксовичи и реку со странным именем -Веранда. Здесь снова ремонт дороги и мы, ошибочно приняв побитый асфальт зп главную дорогу, въезжаем в деревню Родионово. В центре деревни две церкви - большая деревянная - Св. Георгия (не рабочая) и храм Сретения Господня - изба с крестом на крыше. Все это рядом - за одним забором. Поглядев на церкви и озеро за деревней, возвращаемся на дорогу. Через четыре километра начинается новый асфальт. В прошлом году его здесь не было! Все-таки строят дороги и в Ленинградской области. Через десять километров встречаем указатель на Вознесенье - к парому. К сожалению, асфальтовая дорога уходит туда, оставляя нас на грунтовке. Не помню точно, но, кажется, в прошлом году этой дороги не было вовсе.

Вскоре мы въезжаем в Вологодскую область. Здесь, от Ошты до Вытегры, путевые заметки пестрят записями - "асфальт", "конец асфальта", "плохая дорога". Встречаются участки с подстилающими дорогу бревнами, уже изрядно размолоченными. Я знаю - такая дорога называется "лежнёвка". Подобные участки будут встречаться и на отрезке Вытегра - Вологда. За деревней Мегра вновь видим дорожные работы - здесь хороший кусок нового полотна дороги. В Палтоге останавливаемся сфотографировать стоящие рядом церкви - каменную и деревянную. Вокруг части деревянной церкви возведены леса, но следов работ не видно. Еще немного - и мы в Вытегре. Здесь тоже дорожный ремонт - теперь ремонтируется мост через реку Нигижма. Движение через мост по одной полосе и мы стоим десять минут, ожидая пока проедут машины со встречного направления. Процесс управляемый - разводят встречные потоки гаишники.

Без приключений мы доезжаем до новенькой дороги. С прошлого года она удлинилась и теперь асфальт будет до самой Вологды. У Прокшино дорогу тоже доделали - в прошлом году здесь велись грандиозные дорожные работы - от Прокшино до деревни Матвеевской. Здесь развилка и указатель на Архангельск - на ту самую, непроезжую для легковых автомобилей, дорогу через Солзу и Каргополь. Я знаю о ней по интернет-отчетам. Мы мчимся дальше по свежему, с иголочки, асфальту к Липину Бору. Здесь я бывал лет двадцать пять назад - в 1973, 75 и 79 годах.

Тогда вся дорога от Липина Бора до Вытегры была грунтовкой (лежнёвкой) республиканского значения и вилась по лесам от деревни к деревне. Тогда мы приезжали в Липин Бор на "Метеоре" из Череповца по Шексне и Белому Озеру или прилетали из Вологды на АН-2, с промежуточной посадкой в Чарозере. А последний раз нас везли (по блату) из Вологды до Матвеевской на УАЗе - буханке, с одной (а может быть даже с двумя) паромными переправами.

Прибыв в Липин Бор, мы выходили на большую дорогу и ловили попутный грузовик. И дальше - нескончаемое удовольствие на 40-50 км: сидеть в кузове трясущегося по грунтовке грузовика, держась за борта и озирая окрестности. И иногда прикладываться к источнику "живительной влаги", который всегда был в достатке. В те времена, пока не началась борьба с пьянством - ЭТО можно было всегда приобрести в любом деревенском магазине. Как и хлеб (в дни завоза), соль, спички и слипшиеся в комок леденцы без оберток. Да, и еще рыбные консервы - в основном, "братскую могилу" - кильку в томатном соусе за 37, кажется, копеек банка. В деревнях грузовик останавливался, подбирая-высаживая очередную партию попутчиков, и ехал себе неспешно дальше. Где-то неподалеку от Липина Бора стояла телевизионная вышка - "спица" на растяжках. Так вот она была видна то впереди, то справа, то слева, показывая, как же вьется дорога по лесам. А затем мы проезжали прямо рядом с ней - в нескольких десятках метров.

Нынче же все не так - новая дорога напоминает стрелу, как будто проектировщики просто взяли, да и прочертили по карте прямую линию от точки до точки. Все деревни теперь в стороне от дороги, на расстоянии от 100 метров до 2-3 километров. И вышка теперь не бегает из стороны в сторону, а маячит в одной точке над лесами. Дорога, кстати, теперь проходит на значительном удалении от нее.

Мы едем на хорошей для ОКИ и ее не слишком опытных водителей, скорости 100 - 115 км/ч, выжигая бензин до дна бака. Заправлялись мы еще в Карелии, за день до отъезда. Лампочка топлива, начавшая подмигивать уже где-то под Вытегрой, теперь горит уже постоянно. Но мы не беспокоимся - в канистре у нас десять литров бензина, да и заправка будет уже скоро - у поворота на Липин Бор. Мы заправлялись там и в прошлом году. И вот, когда до заправки остается всего пять километров, двигатель машины плавно и тихо, без всякого предупреждения, останавливается. Сначала становится немного страшно - а вдруг?.. Но потом понимаю, что просто закончился бензин в баке. Испытываю приступ легкой досады - не доехать пять километров до заправки! И теперь надо добывать канистру из-под вещей в багажнике. Поручаю это Михаилу, а сам занимаюсь более сложной работой - в полевых условиях, без компьютера и калькулятора, подсчитываю расход бензина на 100 км. После долгого расчета и перепроверки получаю цифру около 4,93 л/100 км. Потом помогаю сыну залить в бак бензин и уложить в багажник вещи. Машина заводится после нескольких коротких прокручиваний стартером, даже без ручной подкачки бензина бензонасосом. Через пять минут, на заправке у поворота на Липин Бор, мы заливаем полный бак и канистру. Наскоро перекусив здесь же, в кафе на заправке, мы продолжаем наш путь домой. Теперь мы сворачиваем с прямой дороги на Вологду и едем через Липин Бор на Белозерск. В Липином Боре заезжаем на пристань, с которой когда-то мы садились на "Метеор". Теперь она закрыта и потихоньку разрушается. А в здании речного вокзала теперь автовокзал. И аэропорт, кажется, тоже закрыт. Недалеко от пристани начинается грунтовая дорога на Белозерск. Ничего необычного - такого полотна мы уже насмотрелись раньше. Встречных машин практически нет, что не удивительно, поскольку дорога заканчивается паромной переправой. Проезжаем небольшую деревню у реки, в довольно живописном месте. Небо над нами синее с мощными белыми облаками, солнышко светит. Все хорошо. И тут, в лесу, мы встречаемся с зайцем, пересекающим наш путь. Он не перебегает, а вальяжно переходит дорогу, метрах в сорока от машины, глядя на нас с презрением. Вспоминаем с сыном, что встретить на дороге попа или черную кошку - это просто к счастью, по сравнению с зайцем, и нам становится немного не по себе.

Вспоминается встреча с попом в Гавриловской. Тогда мы отделались разорванной напрочь покрышкой и погнутым диском. А что ждет нас теперь? Как выяснится потом, заяц напророчил-таки нам беду, но уже в другой поездке - в Крым. А пока мы находимся в счастливом неведении о том, что нас ждет всего через три-четыре дня. Вскоре после встречи с этим лесным "вестником несчастий" мы подъезжаем к паромной переправе. Машин здесь довольно много и легковых, и грузовых и даже рейсовый автобус. Паром стоит на другом берегу Шексны. Из разговоров с ожидающими парома водителями узнаем, что впереди, на дороге к Белозерску, будет еще одна паромная переправа и, учитывая время дня и все остальные реалии современной российской жизни, у нас имеются весьма приличные шансы провести ночь на "острове" между паромами. Кстати, как гласит надпись на щите у переправы, паром не ходит при скорости ветра более 8 м/с. Мы принимаем решение повернуть назад, тем более, что места на этом пароме нам может и не хватить. Да еще и заяц этот:

Полюбовавшись на подходящий к берегу паром, чадящий солярным дымом, и затопленную колокольню, стоящую "по пояс" в воде на горизонте, мы поворачиваем назад. Настроение снова становится хорошим, дорога и погода радуют взгляд. Ну не попали мы в Белозерск сейчас - да какие наши годы, еще выберемся!

Возвращаемся через Липин Бор на знакомую дорогу. Время - 3 часа дня. При въезде в Кирилловский район стоит указатель на национальный парк "Русский Север". По дороге заезжаем в Кириллов, где час ходим по Кирилло-Белозерскому монастырю. Народу возле монастыря довольно много, встречается несколько организованных экскурсий. Жизненные наблюдения подтверждаются и здесь - несколько человек заинтересованно слушают экскурсовода, большая часть делает вид, что им тоже интересно, а остальные просто устало стоят или сидят неподалеку, занятые уже разговорами или "самосозерцанием". Я приемлю два варианта экскурсий в подобные исторические места. Либо, изучив все заранее по книгам или другим достоверным источникам, приходишь сюда и, увидев, узнаешь то, что представлял себе мысленно. Тогда каждый предмет будет говорить тебе о многом, и ты встретишься с ним, как с хорошим знакомым. Либо ты находишь человека, который сам питает искренний интерес к истории того или иного места и знает о нем многое. Этим отличается часть штатных экскурсоводов и просто любителей истории. Однако, чтобы использовать второй вариант, нужно либо быть хорошим знакомым, либо платить деньги за индивидуальную экскурсию. А вот с деньгами у "простого инженера" не так, чтобы уж: И самое лучшее - когда оба варианта объединяются в один. Тогда история встает перед тобой "в живую". Но мне больше нравятся нерукотворные красоты природы.

Полюбовавшись архитектурным ансамблем монастыря и ярким синим небом с белыми облаками, мы продолжаем дорогу домой. Между населенными пунктами Никольский Торжок и Новленское идет ремонт дороги. Бензин на заправках при приближении к Вологде дешевеет. А вот и Молочное, где изначально планировалось заночевать. Однако, еще нет 6 часов, день хорош и самочувствие отличное. Немного посовещавшись, мы решаем ехать прямо домой. Записей мы уже не делаем - уделяем все внимание дороге. Вологду обходим по окраинам, по объездной дороге, ориентируясь по указателям - на Москву и на город Сокол. За Вологдой в воздухе начинает появляться дымка и запах горящих торфяников. Спокойно и размеренно мы доезжаем до Ярославля и тоже обходим его по объездной дороге. За Ярославлем мы останавливаемся сфотографировать садящееся за дымный горизонт красное солнце. И снова в путь. В Ростов Великий прибываем уже в сумерки. Дорога до Переславля особо не запоминается. Зато участок Переславль - Верхние Дворики дает незабываемые ощущения при обгоне фур в кромешной тьме и дыму, когда не видно, из-за какого бугра светят фары встречной машины. Но я приспосабливаюсь и к этому. Встаю за фурой и дожидаюсь, когда нас обгонит очередная нетерпеливая иномарка. А потом и сам обгоняю фуру, ориентируясь на взаимное расположение рассеянного света фар невидимой пока за буграми встречной машины и задними огнями обогнавшей нас иномарки. Иногда и фура приветливо подмигнет правым поворотником - "давай, брат, вперед. В это"м случае благодарю фуру аварийкой. Но все заканчивается, в том числе и "скачки" вверх - вниз по холмам. Мы уже в Московской области. Мелькают указатели с хорошо знакомыми названиями - Сергиев Посад, Голыгино, Мураново, Софрино, Пушкино, Тарасовка. Все, мы вернулись домой. Через пару дней снова в путь. Теперь уже в Крым.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования